Электронные билеты

Электронный билет или e-ticket — это электронный документ, удостоверяющий договор воздушной перевозки между пассажиром и авиакомпанией. В отличие от бумажного авиабилета, электронный билет представляет собой цифровую запись в базе данных авиакомпании.

  • Электронный билет (городской транспорт) — Бесконтактная карта или смарт-карта, с помощью которой осуществляется оплата проезда, предварительно занеся (в местах большого скопления людей (напр. магазины), киосках периодической печати, отделениях банков и пр.) на счёт, привязанный к данной карте, сумму денег, позволяющую произвести, минимум, одну поездку на городском транспорте.
  • Электронный билет (воздушный транспорт)
  • Электронный билет (железнодорожный транспорт)

Смарт-карты (англ. smart card) — пластиковые карты со встроенной микросхемой (англ. integrated circuit card, ICC — карта с интегрированными электронными цепями). В большинстве случаев смарт-карты содержат микропроцессор и операционную систему, контролирующую устройство и доступ к объектам в его памяти.

Бесконтактные смарт-карты — карты, в которых карта общается со считывателем с помощью технологии RFID. Требуется подносить карточки достаточно близко к считывателю, чтобы провести необходимые операции. Они часто применяются в областях, где необходимо провести операцию быстро, например, в общественном транспорте.

Стандарт для бесконтактных смарт-карт — ISO/IEC 14443, реже ISO/IEC 15693.

В картах встроена катушка индуктивности, чтобы запасти энергию для начального радиочастотного импульса, который затем выпрямляется и используется для работы карточки.

Примеры широко используемых бесконтактных смарт-карт — это проездные в метрополитене и наземном транспорте, электронные («биометрические») паспорта, некоторые виды карт в системах контроля доступа (СКУД).

Система контроля и управления доступом (СКУД) — совокупность программно-аппаратных технических средств безопасности, имеющих целью ограничение и регистрацию входа-выхода объектов (людей, транспорта) на заданной территории через «точки прохода»: двери, ворота, КПП.

Основная задача - управление доступом на заданную территорию (кого пускать, в какое время и на какую территорию),включая так же

  • ограничение доступа на заданную территорию
  • идентификация лица, имеющего доступ на заданную территорию

Дополнительные задачи:

  • учёт рабочего времени;
  • расчет заработной платы (при интеграции с системами бухгалтерского учёта);
  • ведение базы персонала / посетителей;
  • интеграция с системой безопасности, например:
    • с системой видеонаблюдения для совмещения архивов событий систем, передачи системе видеонаблюдения извещений о необходимости стартовать запись, повернуть камеру для записи последствий зафиксированного подозрительного события;
    • с системой охранной сигнализации (СОС), например, для ограничения доступа в помещения, стоящие на охране, или для автоматического снятия и постановки помещений на охрану.
    • с системой пожарной сигнализации (СПС) для получения информации о состоянии пожарных извещателей, автоматического разблокирования эвакуационных выходов и закрывания противопожарных дверей в случае пожарной тревоги.

Бронирование электронных билетов может осуществляться как традиционным способом (через операторов и компьютерные системы бронирования), так и самостоятельно пассажирами через интернет-сайты авиакомпаний и агентств. Оплата билета также может происходить как традиционным способом (наличными деньгами кассиру), так и с помощью средств электронных платежей.

Маршрут-квитанция — это информация о факте бронирования и оплаты электронного билета, распечатанная на бумаге. В отличие от бумажных билетов, для маршрут-квитанции не требуются специальные бланки. Внешний вид квитанции не регламентирован и отличается у разных авиакомпаний и агентств по бронированию авиабилетов. Маршрут-квитанция печатается на обычной бумаге на обычном компьютерном принтере.

Регистрация пассажиров на рейс производится через компьютерную систему управления отправкой пассажиров, установленную в аэропорту. Предварительно в эту систему передается из систем бронирования информация о выпущенных билетах (электронных и бумажных). При регистрации пассажира по электронному билету предъявлять маршрут-квитанцию не обязательно — вся необходимая информация уже есть в системе, достаточно удостоверения личности (паспорта) пассажира. Во время регистрации пассажиру выдается посадочный талон с указанием времени посадки в самолет, гейта и места на борту.

Электронная регистрация на поезд — это логичное продолжение технологии электронного железнодорожного билета, дающее право пассажиру осуществить проезд в поезде по документу, удостоверяющему личность, указанному в заказе, без оформления посадочного талона, которым в железнодорожном транспорте чаще является проездной документ, оформляемый в кассах вокзалов или с помощью терминалов самообслуживания. В отличие от регистрации в авиационном транспорте номер места в поезде пассажиру уже присваивается в процессе заказа билета.