Понятие как форма мышления

Познать законы окружающего мира, построить планы на будущее, сделать прогноз погоды или научное открытие нам помогает мышление.

В глубокой древности возникла наука логика, изучающая законы и формы мышления, способы рассуждений и доказательств.

Основателем логики считается величайший древнегреческий философ Аристотель, который первым систематизировал формы и правила мышления, обстоятельно исследовал категории «понятие» и «суждение», подробно разработал теорию умозаключений и доказательств, описал ряд логических операций, сформулировал основные законы мышления.

Нас окружает множество объектов. Это вещи, процессы, явления, люди, животные и так далее.
Каждый из объектов можно описать с помощью признаков.
Признаками являются свойства (зелёный, круглый, сочный, горький) и отношения (больше, меньше, длиннее, легче, громче).
Признаки объекта могут быть существенными и несущественными.

Существенными называются такие признаки, каждый из которых, взятый отдельно, необходим, а все вместе достаточны, чтобы с их помощью отличить (выделить) данный предмет (явление) от всех остальных и сделать обобщение, объединив однородные предметы в множество.

Например, признаками понятия апельсин являются: круглый, оранжевый, упругий, сладкий, ароматный.

Анализ — мысленное разделение объекта на составные части или выделение признаков объекта.
Синтез — мысленное соединение в единое целое частей объекта или его признаков, полученных в процессе анализа.
Так, ребёнок, «разбирающий» игрушку, проводит своеобразный анализ (ему интересно, как устроена игрушка); ребёнок, собирающий игрушку из её частей, проводит своеобразный синтез.
Сравнение — мысленное установление сходства или различия объектов по существенным или несущественным признакам.
«Все познается в сравнении» — гласит народная мудрость.
Абстрагирование — мысленное выделение одних признаков объекта и отвлечения от других. Чаще всего мы выделяем существенные признаки и отвлекаемся от несущественных.

Обобщение — мысленное объединение однородных объектов.

Совокупность объектов, выделенных по какому-либо признаку, называют классом. Примеры: класс носителей информации, класс устройств ввода информации, класс растений и пр.

Отношения между понятиями. Круги Эйлера-Венна

При сравнении реальных объектов мы сравниваем их размеры, цвет, форму и прочее. Отношения между реально существующими объектами описываются словами: больше - меньше; длиннее - короче; ближе - дальше; выше - ниже; брат - сестра и так далее.

Отношения между понятиями удобно представлять кругами (такое представление называется диаграммами Эйлера-Венна).

Отношение «тождество»

Если объёмы понятий совпадают, другими словами, объём одного понятия равен объёму другого, то отношение между этими понятиями называют тождеством.

Например, понятия «столица России» (А) и «город Москва» (В) — это тождественные понятия. Графическое представление отношения между ними будет выглядеть так:

Отношение «пересечение»

Пересечением называют отношение между понятиями, объёмы которых совпадают частично, то есть содержат общие элементы.

Пример. Пусть понятие А — «электронное письмо», В — «письмо на русском языке».
В пересечение двух кругов попадают все электронные письма на русском языке.

Отношение «подчинение»

Подчинением называют отношение между понятиями, когда объём одного из них полностью входит в объём другого понятия, но не исчерпывает его.

Пример. Пусть понятие А — клавиатура, понятие В — «устройство ввода». Тогда:

Отношение «соподчинение»

Соподчинением называется отношение между несколькими понятиями, объёмы которых не пересекаются, но которые принадлежат некоторому более общему (родовому) понятию.

Пример. Пусть понятие А — «береста», В — «папирус», С — «глиняная дощечка», D — «бумага», Е — «магнитный диск», F — «носитель информации».
Здесь А, В, С, D и Е соподчинены F:

Отношение «противоположность»

Слова, выражающие противоположные понятия, называются антонимами.  Пусть понятие А — «компьютер с маленькой памятью», понятие В — «компьютер с большой памятью». Тогда:

Отношение «противоречие»

Пусть понятие А — «новый компьютер». Тогда другое понятие, находящееся с ним в отношении противоречия, следует обозначить не-А (т.е. «неновый компьютер»).
Круг, выражающий это отношение, делится на две части: третьего понятия между ними нет:

Содержание понятия — это все существенные признаки объекта или класса объектов, отражённые в понятии.

Например, содержание понятия «квадрат» составляют два существенных признака: «быть прямоугольником» и «иметь равные стороны».

Объём понятия — множество объектов, каждому из которых присущи признаки, составляющие содержание понятия.

Множество может быть конечным (например, множество цифр или множество букв русского алфавита). Множество может быть бесконечным (например, множество натуральных чисел).

Абстрактное мышление

Получение знаний или познание реальной действительности — это её отражение в сознании человека. Существует две формы познания: чувственная (с помощью органов чувств) и логическая (абстрактное мышление).

Во все времена умение правильно мыслить играло важную роль в жизни каждого человека. Мышление — это сознательный процесс переработки и усвоения информации. Мышление, отражая предметы и явления действительности, является высшей ступенью человеческого познания. Мышление помогает:
  • Познать законы окружающего мира;
  • Сделать научное открытие;
  • Получить знания о свойствах и явлениях, которые не могут быть непосредственно восприняты человеком.

Формами абстрактного мышления являются понятия, суждения, умозаключения.

Понятие — это форма мышления, в которой отражаются существенные признаки отдельного объекта или некоторого множества объектов.

Примеры понятий: «африканский слон», «компьютер», «радуга», «электронная вычислительная машина», «передача информации», «столица Российской Федерации».

Суждение — форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается об объектах и их признаках.

Примеры суждений: «у квадрата все стороны равны», «масса африканского слона достигает 7,5 тонн», «вес первой электронной вычислительной машины составлял примерно 30 тонн».

Умозаключение — форма мышления, посредством которой из одного или нескольких суждений по определённым правилам вывода получается новое суждение.

Примеры умозаключений:

Вес первой электронной вычислительной машины составлял примерно 30 тонн. Масса африканского слона достигает 7,5 тонн.

  • Задание на ЯКласс по теме "Абстрактное мышление"
  • Задание на ЯКласс по теме "Понятия"